Самый яркий представитель шушинской школы ханенде

post-img

Выдающийся представитель карабахской школы ханенде Сеид Шушинский достойно сохранил древние традиции мугама, которые имеют чрезвычайно важное значение в формировании духовного мира нашего народа. Великий мастер мугама, обладающий редким голосом широкого диапазона и высокой сценической культурой, своими неподражаемыми образцами совершенного исполнительного искусства еще более обогатил музыкальную сокровищницу Азербайджана.

Как сообщает XQ , сегодня проходит 135 лет со дня рождения выдающегося ханенде.

Сеид Шушинский родился 12 апреля 1889 года в селе Горадиз Шушинского уезда. Полное имя Сеида Шушинского, к которому музыканты обращались, добавляя уважительное «Ага», было Мир Мохсун Ага Сеид. Обращение «Ага» также связано с его происхождением: Сеид Шушинский являлся потомком сеидов. Поскольку Сеид в детстве потерял отца, его воспитанием занималась тетя Мешади Хурзад. Образованная женщина с открытыми взглядами Мешади Хурзад была ханенде и выступала на женских свадьбах в Карабахе.

Получив первое образование в медресе, Сеид выступал на религиозных церемониях и народных празднествах. Решающую роль в прославлении Сеида как профессионального ханенде сыграла среда, царящая в то время в Шуше – колыбели азербайджанского искусства ханенде. Чтобы постичь секреты этого искусства, Сеид Шушинский, обладатель редкого и красивого голоса, два года проучился у Мир Мохсуна Навваба. Большое влияние на его становление как ханенде оказал Джаббар Гаръягдыоглу, называвший Сеида Шушинского «жемчужиной восточной музыки». Свою лепту внес и дядя Сеида – Мешади Сеидали: он занялся музыкальным образованием племянника, помогал учить наизусть стихи Сади, Хафиза, Физули и Закира и перекладывать их в форму мугама.

Своим высоким диапазоном голоса и умением правильно и точно исполнять мугамы Сеид восхищал не только слушателей, но и известных ханенде. Он с большим мастерством справлялся со сложным для исполнения мугамом «Чахаргях» и всегда начинал его с наиболее трудной части – «Мансурийя». В последние годы жизни Сеид Шушинский, несмотря на 74-летний возраст, исполнял «Мансурийя» с прежним энтузиазмом. Наряду с газелями поэтов-классиков – Хафиза Ширази, Мухаммеда Физули, Сеида Азима Ширвани, он обращался и к стихам Гусейна Джавида и Мирзы Алекбера Сабира.

Великий мастер мугама жил в Шуше до 1911 года. В том же году на одной из свадеб он познакомился с Мешади Джамилем Амировым (отцом композитора Фикрета Амирова). Исполнение Шушинского пришлось по душе Мешади Джамилю, и он взял его с собой в Гянджу.

«Ага» становится любимцем гянджинцев, его слава достигла таких масштабов, что он был приглашен в Тифлис, в то время считающийся центром культурной жизни Кавказа. Таким образом, Сеид переехал в Тифлис и жил там до 1919 года. 22-летний ханенде с энтузиазмом участвовал в культурной жизни города, ходил в театры, давал концерты в перерывах между спектаклями.

Он посвятил 60 лет своей жизни развитию азербайджанской музыкальной культуры, благодаря своему прекрасному голосу стал любимцем нашего народа, снискал славу на Ближнем и Среднем Востоке. Сеид Шушинский дружил с такими мастерами, как Мирза Джалил, Абдуррагим бек Хагвердиев, Гусейн Джавид и Гусейн Араблинский. Он оказал финансовую помощь в издании нескольких номеров журнала «Молла Насреддин».

По совету гениального композитора Узеира Гаджибейли Сеид Шушинский преподавал уроки мугама в музыкальных школах и обучал подрастающее поколение секретам мугама. Сеид Шушинский оказал большую помощь в качестве консультанта при сочинении симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-Овшары», которые были созданы выдающимся композитором Фикретом Амировым и получили мировую известность.

Сеид Шушинский, как прошедший богатый творческий путь музыкант, педагог, народный артист, заслуженный учитель, и как один из крупнейших представителей карабахской школы ханенде, сыграл очень важную роль в развитии национальной музыкальной культуры Азербайджана.

Выдающийся ханенде скончался в 1965 году и был похоронен на Аллее почетного захоронения.

XQ

Общество