Главным мотивом борцов с изменениями климата назвали злость

post-img

Ученые из Норвегии решили выяснить, что движет сторонниками защиты окружающей среды и как лучше привлечь внимание людей к климатическому активизму. Оказалось, что наиболее важной мотивацией в этом случае служит «климатический гнев».

Глобальные изменения климата продолжают быть злободневной темой для политиков, журналистов и широкой публики. Поэтому авторы нового исследования — ученые из Норвегии — узнали, чем руководствуются активные участники борьбы с изменением климата. Такие знания важны, в частности, для привлечения к проблеме новых энтузиастов, которые стремятся вести «зеленый» образ жизни и снижать глобальную эмиссию углекислого и прочих парниковых газов.

реди прочих вопросов в опросник включили такой: «Когда речь идет об изменениях климата и связанных проблемах, насколько сильно Вы испытываете такую эмоцию, как … ?» — и далее список: гнев, грусть, страх, вина и надежда. Каждую из своих эмоций респонденты оценили по пятибалльной шкале.

Удивительно, что гнев оказался намного более важен, чем все остальные чувства. Его испытывают почти половина опрошенных, за ним с большим отрывом идет надежда, которую упоминали в несколько раз реже. С другой стороны, это и ожидаемо: ведь в медиа постоянно мелькают персонажи и ситуации, успешно сочетающие в себе экологическую повестку и аффект гнева — скажем, Грета Тунберг или движение «желтых жилетов» во Франции.

Поэтому далее авторы сосредоточились именно на чувстве гнева: они выяснили, что именно вызывает его у тех, кого беспокоит климат. Оказалось, чаще всего они злятся на действия людей, причем других. Самыми виноватыми респонденты сочли ответственных лиц вроде политиков и прочих руководителей. Нередко люди испытывают гнев потому, что власти тратят бюджетные средства на проблемы, которые, по мнению респондента, не так важны, как изменения климата.

 Чувство «климатического гнева» оказалось связано с отнесением себя к числу экоактивистов и поддержкой соответствующей политики. При этом оно, как ни странно, не коррелирует с личными усилиями респондентов для изменения ситуации с климатом. Также авторы отметили, что среди опрошенных десять процентов испытывающих «климатический гнев» при этом не слишком уверены, что происходящие изменения климата настолько серьезны или сомневаются в адекватности соответствующих действий властей. Поэтому ученые подчеркивают, что назрела нужда в более четком и объективном определении «климатического гнева» — без него изучать отношение общества к проблеме глобальных изменений климата затруднительно.

Общество