Между Баку и Ереваном пока сохраняются шансы на подписание мирного соглашения в конце 2024 – начале 2025 годов. Стоит учитывать, что у обеих сторон есть мотивы, чтобы переговорный процесс не затягивался.
Об этом XQ сказал российский политический аналитик Михаил Нейжмаков, комментируя перспективы скорого заключения мирного договора между Баку и Ереваном.
По его словам, для Баку важно закрепить изменение баланса сил в регионе на уровне официального договора, «армянская же сторона, скорее всего, учитывает то, что для нее пространство для маневра может сократиться в период примерно с лета по ноябрь 2024 года, когда будет проходить решающая фаза президентской кампании в США и внимание Вашингтона, к которому нередко апеллирует команда Никола Пашиняна, во многом может быть отвлечено от Южного Кавказа».
«Существенная пауза в переговорах могла бы иметь место в случае, если бы нынешняя протестная кампания привела к падению правительства Никола Пашиняна или, по крайней мере, вела бы к существенному усилению таких рисков. Но пока выше вероятность, что действующее правительство Армении удержит контроль над ситуацией», - отметил собеседник агентства.
Политический аналитик обратил внимание и на то, что фактором риска для переговоров по мирному соглашению остаются спорные вопросы, например по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе. «Скорее всего, эта тема будет одной из самых сложных в рамках переговоров, хотя, вероятно, попытки найти компромиссный вариант в этой сфере в ближайшие месяцы будут предприниматься активнее. По крайней мере, недавняя реплика спикера парламента Армении Алена Симоняна про «большое значение идеи открытия всех коммуникаций», причем с упоминанием трехстороннего Заявления от ноября 2020 года, актуальность которого ранее достаточно резко подверг сомнению Никол Пашинян, может говорить о том, что стороны обмениваются сигналами о готовности продолжать диалог по этому вопросу», - считает Михаил Нейжмаков.
При этом эксперт добавил, что пока все же выше вероятность того, что по вопросу разблокирования коммуникаций сторонам придется согласовывать новые форматы, отличные от тех, что были прописаны в указанном трехстороннем Заявлении о прекращении огня.
XQ