21 марта почетный правовед, бывший директор Канцелярии защиты Специального трибунала по Ливану в Гааге в 2009-2018 годах Франсуа Ру обратился к французским парламентариям во французской газете L’Humanité.
Как сообщает XQ , французский правовед отметил, что правительство хочет конституционно закрепить колонизацию Новой Каледонии. Он заявил, что правительство не смогло собрать за столом переговоров всех участников движения за независимость, которые отказались признать законность третьего референдума, состоявшегося в декабре 2021 года, несмотря на требование о его перенесении из-за пандемии COVID и траурных традиций канакского народа.
Было подчеркнуто, что правительство, продолжая насильственные шаги, запросило заключение Государственного совета Франции относительно институционального будущего Новой Каледонии и особенно увеличения числа лиц, имеющих право голоса на выборах, на которых настаивают противники независимости. Высший орган опубликовал свое заключение 7 декабря 2023 года и рекомендовал пересмотреть конституцию для регулирования институционального будущего Новой Каледонии, изменения избирательных правил, установленных Нумейским соглашением 1998 года.
«Альбер Камю сказал, что «не называть вещи своими именами — значит усугублять несчастье мира». Таким образом, давайте четко скажем: вопрос Новой Каледонии касается права колонизированных народов на самоопределение и никоим образом не связан с решением французов по вопросу о равенстве граждан перед избирательным законом. В 1960 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций резолюцией номер 1514 приняла «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам».
С 1986 года Новая Каледония включена в список территорий, подлежащих деколонизации. Специальный комитет Организации Объединенных Наций по деколонизации ежегодно контролирует ситуацию и дает рекомендации в связи с Францией. Несмотря на несколько попыток противников независимости, им не удалось исключить Новую Каледонию из списка территорий, подлежащих деколонизации.
Поэтому как может Франция, один из тех, кто разработал Устав Организации Объединенных Наций 1945 года, а затем - Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, и постоянный член Совета Безопасности, пытаться уклониться от своих обязательств относительно деколонизации территорий, взятых согласно условиям Устава?
Все мы можем согласиться с тем, что в Новой Каледонии дела обстоят непросто из-за применяемой длительное время политики заселения. В преамбуле Нумейского соглашения 1998 года впервые было официально признано насилие в отношении канаков – коренного народа.
В таком случае каким образом правительство правящей силы спустя 25 лет представляет себе, что будущее Новой Каледонии будет решаться по французскому законодательству за счет увеличения числа лиц, обладающих правом голоса, в результате чего канаки станут меньшинством?
Если необходимо заключение, то это, несомненно, должен быть не французский суд, а единственный соответствующий международный орган, учрежденный Уставом Организации Объединенных Наций, - Международный суд (МС) со штаб-квартирой в Гааге.
Суд имеет право вынести юридический вердикт после противоречивых дебатов между соответствующими сторонами. Это проявило себя в вопросах, связанных с островами Чагос между Маврикием и Соединенным Королевством, стены, построенной Израилем, или изменения климата, представленных Вануату, бывшим франко-британским кондоминиумом», - добавил он.
Обращаясь к парламентариям, почетный правовед пишет: «Отказавшись проголосовать по любой поправке к Конституции, касающейся Новой Каледонии, и обеспечив обращение французского правительства в качестве «правящей силы» в Международный суд посредством Генеральной Ассамблеи ООН, вы проявите уважение к своему мандату. Международный суд позволит одной заинтересованной стороне представить свои аргументы. «Построение мира посредством закона» — девиз Дворца мира, в котором расположен Международный суд.
XQ