Помощник Президента Азербайджанской Республики – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев дал обширное интервью одному из ведущих печатных органов Италии – газете La Repubblica. В нем помощник Президента рассказал о мирном процессе между Арменией и Азербайджаном, отметив, что некоторые страны Запада разжигают армянский реваншизм. АЗЕРТАДЖпредставляет интервью.
- Насколько мы близки к миру между Арменией и Азербайджаном?
- В регионе фактически уже есть мир - не благодаря доброй воле Армении, а благодаря военным и принудительным мерам Азербайджана. Поскольку за тридцать лет существенного результата в урегулировании конфликта достигнуто не было, мы были вынуждены в 2020 и 2023 годах провести две военные операции, позволившие освободить оккупированные Арменией азербайджанские территории и тем самым восстановить нашу территориальную целостность. Мы победили в войне, теперь хотим добиться мира.
Мы близки к миру как никогда ранее, но все еще остаются препятствия. Первое – это конституция Армении, которая ставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана. В ее преамбуле есть ссылка на декларацию о независимости, в которой на армянском языке написано слово «Миацум», означающее «присоединение» азербайджанских территорий - Карабаха – к Армении. Мы хотим достигнуть мира не только с правительством Армении, но и с армянским народом, который должен потребовать референдум об изменении конституции, отказавшись от притязаний на азербайджанские территории. Мирный договор – это не клочок бумаги, должны быть гарантии, что никто в Армении не прибегнет к реваншизму против Азербайджана, что создаст угрозу миру в регионе.
- Вас не беспокоит вероятность того, что находящееся в настоящее время у власти правительство Армении, с которым вы ведете переговоры, прибегнет к политике, противоречащей целям переговоров?
- В Азербайджане есть обеспокоенность широким распространением идей реваншизма не только в политической власти Армении, но и в ее мейнстриме. В их менталитете все еще широко укоренилась идея создания «великой Армении» путем оккупации территорий соседних стран под видом «исторической Армении». Это то же самое, если сегодня в Риме кто-то заявит о восстановлении Римской империи.
Поэтому необходим референдум, на котором армянский народ откажется от реваншизма, от претензий на Карабах, и который защитит возможный мирный договор от ревизионизма будущих правительств Армении.
- Недавно Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил столицу Армении Иреван азербайджанским городом. Есть ли у вас территориальные претензии к Армении?
- Мои предки родом из района Гёйча, который армяне называют Севаном. Большинство азербайджанцев родом с территорий, где сейчас живут армяне, но которые с исторической точки зрения богаты азербайджанским культурным наследием. Они включают территории, относившиеся к Иреванскому ханству, которое исторически считалось азербайджанской землей, но впоследствии было оккупировано Российской империей. Это – исторический и культурный вопрос, касающийся права на возвращение гражданских лиц. Азербайджанцам, которые родом из этих территорий, должно быть разрешено вернуться на земли своих предков. Но это не территориальные претензии и не нарушение суверенитета Армении.
- Каковы, по вашему мнению, другие препятствия на пути достижения мира?
- Военное строительство Армении должно быть ответственным и пропорциональным. К примеру, Иреван вновь может атаковать азербайджанские города ракетами большой дальности и артиллерийскими системами, которые получает из Франции. Лучшим решением для Армении была бы нейтральность, а не военные союзы, угрожающие безопасности Азербайджана.
Использование некоторыми западными странами с колониальным прошлым Армении для продвижения своей политики и интриг на Кавказе, как это они делали в Африке, дает противоположный эффект. К примеру, Франция и ее правительство не обладают полным представлением о регионе и допускают геополитические ошибки, которые будут направлены и против Европы. Милитаризация Армении и поддержка тем самым ее реваншистских устремлений не способствуют миру.
Мы также видим военное присутствие в регионе Европейского Союза в виде его пограничной мониторинговой миссии в Армении и посредством Европейского фонда мира, являющегося военным проектом для Армении. Если ЕС станет военным фактором в нашем регионе, то возникают справедливые вопросы: какова цель милитаризации Армении?
- Исключаете ли вы возможность проведения Азербайджаном в будущем других военных операций против Армении?
-Наша стратегия – оборона и сдерживание. У нас нет территориальных претензий и военных целей на территориях других стран. Наша главная цель – полная трансформация Южного Кавказа мирным путем. Как и любая страна, мы тоже имеем право на самооборону. Если Армения разместит на наших границах ракетные или артиллерийские системы дальнего действия, то у нас возникнет справедливая озабоченность.
- Еще одно препятствие связано с определением границ между Арменией и Азербайджаном. Ереван обвиняет вас в оккупации части его территории...
- Эти обвинения необоснованны. На самом деле в настоящее время идет процесс определения линии границы. До недавнего времени Армения оккупировала восемь сел, четыре из которых освобождены в результате процесса определения границ. Армения утверждает, что в сентябре 2022 года Азербайджан взял под военный контроль часть незаселенных территорий на границе. Но если линия границы не определена и никто не знает, где она проходит, как они могут обвинять нас в захвате их территории?
Есть главная проблема: за последние тридцать лет Армения ни разу не устанавливала границу с Азербайджаном и не выполнила взятых обязательств по Алма-Атинской декларации 1991 года. Вместо этого они оккупировали наши территории, построили укрепления. Вместо того, чтобы обвинять нас в оккупации их территорий, было бы целесообразно обсудить это в рамках процесса делимитации границ.
- Год назад сто тысяч армян покинули Карабах. Будет ли у этих людей шанс вернуться в свои дома?
- 30 лет назад Армения провела этническую чистку против азербайджанцев в Карабахе, изгнала людей, разрушила наши мечети и другие памятники. Когда в прошлом году мы провели военную операцию по восстановлению нашей территориальной целостности, мы не бомбили мирных жителей, а сказали им, что они могут остаться, если хотят, а также создали коридоры для того, чтобы население уехало в Армению. Условие заключалось в том, что они должны принять азербайджанское гражданство и правила Азербайджана, перестать жить в «серой зоне», в которой они находились раньше. Однако они этого не приняли и, можно сказать, все решили уехать.
Подавляющее большинство карабахских армян, особенно мужчин, были вовлечены в военные действия, участвовали в операциях и боях против Азербайджана. Если они захотят вернуться, им придется принять наше гражданство и законы. Однако Армения, в свою очередь, должна быть готова предоставить такие же права общине Западного Азербайджана, создать им возможность вернуться в свои дома.
- Политики высокого уровня на азербайджанском телевидении и в медиа называли армян свиньями. Как вы думаете, возможно ли когда-нибудь примирение?
— Этническое примирение – один из самых сложных аспектов любого конфликта, и этот процесс не будет легким или быстрым. Инциденты, о которых вы говорите, не являются мейнстримом и не зависят от правительства, которое выступает против них, и мы видим, что они широко распространены среди армян. Азербайджанцы страдают от оккупации, этнических чисток, уничтожения имущества. Азербайджанским беженцам и внутренне перемещенным лицам нелегко вернуться на родину через 30 лет и обнаружить, что их дома и кладбища разрушены, а земля – заминирована. Нелегко смириться с тем, что 4 000 азербайджанцев пропали без вести и что о них больше ничего не известно. Но мы должны смотреть в будущее, чтобы обрести больше уверенности и залечить многочисленные раны, которые до сих пор не зажили.