Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 20 января в Давосе дал интервью телеканалу CGTN (China Global Television Network).
Интервью главы государства 11 февраля было показано по этому телеканалу.
АЗЕРТАДЖ представляет широкий вариант данного интервью.
Ведущая: Господин Президент, для меня большая честь снова беседовать с вами в Давосе.
Президент Ильхам Алиев: Очень рад вас видеть. Я помню нашу предыдущую встречу и благодарю вас за возможность обратиться к вашей аудитории.
Ведущая: Спасибо, господин Президент. В многополярном мире как мы видим наши мечты и планы? Я уверена, что всегда приходится вносить коррективы, но в то же время есть основные принципы. Можете объяснить, что для Вас является основным?
Президент Ильхам Алиев: Для нашей страны самым важным достижением последних лет стало полное восстановление нашей территориальной целостности и суверенитета. Мы достигли этого на основе норм и принципов международного права, в соответствии с Уставом ООН и резолюциями Совета Безопасности ООН. В течение почти 30 лет это было нашей национальной идеей, и мы мобилизовали все усилия, чтобы достичь своей цели и восстановить справедливость. К сожалению, нормы международного права и международные организации не помогли. Резолюции, принятые многочисленными международными организациями, так и остались на бумаге. Нам пришлось решать это самим и восстанавливать справедливость собственными силами. Это еще раз доказывает, что миру сейчас действительно необходимо полное уважение к международным обязательствам.
Ведущая: Понятно. Господин Президент, как Вы видите позицию Азербайджана в многополярном мире?
Президент Ильхам Алиев: Мы находимся там, где были с самого начала, с момента восстановления нашей независимости. Кстати, мы создали сильную, самодостаточную экономику. У нас очень низкий уровень внешнего долга по отношению к ВВП, он составляет всего 6,9 процента. Исходя из этого, мы инициировали масштабные проекты, которые обеспечили возможности для создания коммуникаций в регионе. Мы хорошо зарекомендовали себя в регионе Южного Кавказа и Каспия, к которым мы принадлежим. Безусловно, мы твердо отстаиваем свои национальные интересы, свой образ жизни, свою независимую политику и добились немалых успехов. Поэтому я бы сказал, что пример Азербайджана, как страны, которая относительно недавно появилась на международной карте, отстаивает свои национальные интересы и налаживает хорошие контакты по всему миру, показывает, что защищать собственные интересы возможно при наличии стабильности и единства в обществе.
Ведущая: Со стороны Ваша страна выглядит очень активным международным игроком. Например, вы стремитесь к членству во Всемирной торговой организации. Кстати, в последнее время вы ведете активные переговоры с Китаем. Вы также провели Глобальный климатический саммит. Это грандиозное событие. И этот список можно продолжить. Налицо проактивный подход Азербайджана. Уверена, что у Вас, господин Президент, есть свои планы и Вы тщательно обдумываете дальнейшие действия.
Президент Ильхам Алиев: Однозначно. Нашей целью было позиционировать Азербайджан на политической и экономической карте мира. Проведение климатической конференции, объединяющей почти 200 стран, было большим вызовом, большой ответственностью, а также большим успехом. Еще одним проявлением диверсифицированной внешней политики Азербайджана является то, что нашу кандидатуру единогласно поддержали все стороны…
Ведущая: Поздравляю.
Президент Ильхам Алиев: … - почти 200 сторон, в число которых входили страны и международные организации. До этого мы в течение четырех лет успешно председательствовали в Движении неприсоединения, которое объединяет 120 стран и является вторым по величине международным институтом после Генеральной Ассамблеи ООН. Это свидетельствует о том, что наша политика, основанная на дружбе, сотрудничестве, невмешательстве во внутренние дела любой страны, действительно находит поддержку на международной арене. Итак, мы можем быть принимающей стороной для такого глобального международного мероприятия.
Ведущая: Многие уделяют большое внимание вашим обсуждениям, связанным со вступлением в ВТО. Это довольно сложный процесс, не так ли?
Президент Ильхам Алиев: Да.
Ведущая: Учитывая это, сейчас время, когда мы видим, что протекционизм становится все более выраженным. Мы также видим, как некоторые экономики пытаются использовать инструменты тарифов, иногда даже единых тарифов, против других экономик. В то же время глобальная цепочка поставок испытывает определенные нарушения. Почему в этот момент Азербайджан считает столь важным вступление во Всемирную торговую организацию?
Президент Ильхам Алиев: По сути, в вашем вопросе уже есть ответ на этот вопрос. Мы до сих пор не являемся членом Всемирной торговой организации, хотя активно ведем переговоры на протяжении многих лет — я бы сказал, как минимум пару десятилетий. И причина, по которой этот процесс не пришел к своему логическому завершению, заключается как раз в том, о чем вы говорите: протекционизм, двойные стандарты, тарифы и все то, что разрушает основные ценности Всемирной торговой организации. Мы видим, что страны могут вводить тарифы и использовать протекционистские механизмы для защиты своих рынков, что абсолютно противоречит принципам ВТО.
Поэтому мы находимся в процессе переговоров, но в то же время серьезно оцениваем преимущества и недостатки. Одной из таких проблем является именно то, о чем мы только что говорили. Другая заключается в том, что наша промышленность и наш экспортный потенциал должны быть хорошо подготовлены к этому. Потому что на данный момент основная часть нашего экспорта — это ископаемое топливо, и для этого нам не нужно быть членом ВТО; вы продаете свои товары на рынке. Открытие рынка для всех членов ВТО усилит конкуренцию, что может нанести ущерб интересам местных производителей. Поэтому мы балансируем этот процесс и стараемся получить максимально положительные условия в будущем в переговорном процессе.
Как я уже сказал, экономика Азербайджана самодостаточна. У нас один из самых низких показателей внешнего долга по отношению к ВВП. Наши валютные резервы превышают внешний долг в 14 раз.
Так что мы не нуждаемся в дополнительных льготах. Мы не хотим терять то, что уже имеем. Но в то же время мы будем смотреть, насколько выполняются наши условия. Если все наши предложения по вступлению — будь то в рамках двусторонних переговоров со странами или с самой организацией — будут выполнены, то, я думаю, процесс пойдет более гладко.
Ведущая: Судя по последним данным, переговорная команда Азербайджана также работает с китайской командой, по некоторым последним сведениям, в том числе и в январе. И, похоже, реакция обеих сторон была положительной.
Президент Ильхам Алиев: Да, это так. Потому что в прошлом году Китай и Азербайджан официально стали стратегическими партнерами. После моей встречи с Председателем Китая летом прошлого года была принята соответствующая Декларация о стратегическом партнерстве. Это очень важный политический шаг в наших двусторонних отношениях. Стратегическое партнерство — это очень высокий уровень взаимного доверия и сотрудничества. Мы с нетерпением ожидаем расширения нашего партнерства с Китаем, включая вопросы, связанные с нашим членством в различных международных организациях, а не только во Всемирной торговой организации.
Ведущая: Вы уже подводите меня к следующему вопросу, господин Президент. Мы видим, что Азербайджан является страной-наблюдателем, имеет такой статус в Шанхайской организации сотрудничества. Между тем, к слову, вы также активно стремитесь к членству в БРИКС. Как Вы видите обсуждения о Глобальном Юге в контексте безопасности, торговли, экономического развития и взаимовыгодного сотрудничества?
Президент Ильхам Алиев: На самом деле, что касается Шанхайской организации сотрудничества, наш статус — это партнер по диалогу, а не наблюдатель. Таким образом, это действительно демонстрирует сильное взаимное стремление стать ближе к этой международной организации. И, конечно, когда вы работаете с международными организациями или хотите сблизиться с ними, вы смотрите на их состав. Вы смотрите на государства-члены, и со всеми государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС Азербайджан имеет очень хорошие и дружеские отношения. Плюс наше географическое положение, а именно Южный Кавказ и Каспийский регион, я думаю, также будет важно с точки зрения нашего вклада в общие цели. Безусловно, вопросы, над которыми мы сейчас активно работаем — с Китаем и странами Центральной Азии, — это проекты по транспортной взаимосвязанности. Потому что Азербайджан расположен на маршруте с Востока на Запад, уже оснащенном современной и развитой транспортной инфраструктурой. Поэтому мы можем внести большой вклад с точки зрения практических результатов.
Вступление в любую организацию — это, безусловно, политический шаг. Но он должен быть подкреплен экономикой, практическими инфраструктурными проектами, которые еще больше объединяют страны. Будучи частью Глобального Юга, мы всегда защищали его интересы. Кстати, возвращаясь к COP29, одна из наших идей заключалась в том, чтобы навести более прочные мосты между Глобальным Югом и Глобальным Севером. Поскольку, будучи страной, принимавшей COP29, мы обнаружили, что между ними существует определенный уровень недоверия в отношении климатических проблем, и не только это.
Ведущая: Да, не только это — разрыв на самом деле довольно велик.
Президент Ильхам Алиев: И это правда.
Ведущая: А что Вы еще заметили, кроме только что сказанного Вами?
Президент Ильхам Алиев: Когда мы стали углубленно заниматься вопросами, касающимися климатических изменений, мы увидели большой уровень разочарования в странах, само существование которых подвержено угрозам в связи с изменением климата. Мы все страдаем от этого, в том числе и Азербайджан. От таких реальных угроз существованию особенно страдают малые островные государства.
И их случай иногда не ставился в центр повестки дня. Мы сделали это. Одним из важных событий на COP29 в Баку был Саммит малых островных развивающихся государств, на котором Азербайджан выдвинул очень амбициозную повестку, чтобы оказать практическую поддержку этим странам. Очевидно, что без согласованного подхода со стороны крупных игроков будет трудно поддерживать эти страны.
Эти страны не имеют финансовых ресурсов для решения климатических проблем. Поэтому я думаю, что это ответственность тех стран, которые могут взять на себя это бремя, чтобы сделать больше. Глобальный Юг абсолютно объективно ожидает больше поддержки от самых богатых стран мира.
Ведущая: Как Вы правильно отметили, господин Президент, существует дефицит финансирования, и этот дефицит связан с ранее данными обещаниями, которые не были выполнены, особенно по отношению к развивающимся странам со стороны развитых экономик. Но, похоже, мир становится все более разобщенным и фрагментированным. Часть этого так называемого дефицита доверия только растет. Итак, как лидер переходного периода, когда политическое доверие может ослабевать, может оценить ситуацию для своей страны? Я думаю, это означает большое давление и детальную оценку.
Президент Ильхам Алиев: Я думаю, что одним из основных факторов, почему Азербайджан чувствует себя комфортно в разных условиях, является то, что мы уже многое выполнили в отношении своей «домашней работы». Мы построили стабильную экономику. У нас стабильная политическая система. Мы реализовали множество социальных программ, которые повысили уровень жизни людей. Нам удалось снизить уровень бедности примерно до 5 процентов. Благодаря прочным партнерским отношениям с различными международными акторами мы играем роль определенного посредника.
Я уже говорил о Декларации о стратегическом партнерстве с Китаем. В то же время мы подписали аналогичные декларации с десятью членами Европейского Союза. У нас есть декларации о союзничестве, подписанные с Турцией, Узбекистаном и Россией. Таким образом, такая тенденция к диверсифицированной внешней политике основана на содержании. По каждому направлению у нас есть практические результаты. У нас есть программы сотрудничества. И наша внешняя политика, как и в любой другой стране, является лишь продолжением нашей внутренней политики. Глобальные международные игроки уже ценят вклад Азербайджана в региональную стабильность и региональный мир на более широкой географии, а не только в Центральной Азии, на Каспии и Южном Кавказе.
Наша позиция такова: если каждая страна будет концентрироваться только на своей повестке и не будет пытаться вмешиваться в дела других стран, то не будет конфликтов, разногласий и войн. Единственная причина, по которой мы все еще имеем нестабильные ситуации и кровопролитие по всему миру, заключается в том, что страны с империалистическим прошлым хотят продолжать вмешиваться, доминировать и диктовать. И это, естественно, приводит к сопротивлению.
Нам удалось защитить себя от вмешательства во внутренние дела. Но не каждая страна имеет потенциал для того, чтобы делать это. Если страны зависят экономически, они, безусловно, будут менее способны сопротивляться и защищать свои национальные интересы. Экономика — это основа всего. Идеология, экономика и национальные идеи — все это в совокупности обеспечило Азербайджану место, которое мы заслуживаем.
Ведущая: Господин Президент, поскольку с первого дня Вы находитесь на Всемирном экономическом форуме, то могли почувствовать, что существует большое ощущение неопределенности и беспокойства по поводу ближайших недель и месяцев, которые могут наступить, например, из-за смены администрации в Вашингтоне. Люди размышляют о том, какая может последовать политика. Как Вы оцениваете эту неопределенность и меняющиеся стили руководства, связанные с этим или возникающие в результате этого периода?
Президент Ильхам Алиев: Из того, что я могу видеть, основная неопределенность чувствуется среди европейских лидеров. Что касается Азербайджана, то у нас нет никакой неопределенности. Мы помним время, когда главой США был Президент Трамп, и наши отношения развивались очень успешно, в отличие от последних четырех лет, когда они полностью ухудшились из-за несправедливого и нечестного подхода администрации Байдена к Азербайджану. Наш предыдущий опыт работы с Президентом Трампом был очень позитивным. Мы ожидаем, что эти четыре года, которые мы считаем потерянными годами в американо-азербайджанских отношениях, станут историей, и мы возобновим работу.
Но среди европейских лидеров существует большая неопределенность и, я бы сказал, большая озабоченность. Причина этого очень проста. Мы все знаем, как некоторые из них относились к господину Трампу последние четыре года, когда он не был президентом. Мы все знаем, кого большинство из них поддерживало на нынешних президентских выборах. И если мы это точно знаем, то Президент Трамп знает тем более. Мы уже увидели первую «дисквалификацию» — ей подвергся премьер-министр Канады. Одного слова Президента Трампа стало достаточно, чтобы отправить его в отставку. И причиной этого стали не только определенные политические процессы. Это просто потому, что некоторые западные лидеры были очень несправедливы к Президенту Трампу, и, безусловно, они обеспокоены, что теперь, возможно, пришло время для них нести ответственность за это. Это мое мнение. Может быть, я ошибаюсь. Но я не вижу других серьезных причин для беспокойства по поводу изменений в США. Я думаю, мир может стать намного безопаснее. Во время первого срока президентства Трампа Соединенные Штаты не начали ни одной войны, и это также был уникальный опыт, если посмотреть на историю США хотя бы за последние несколько десятилетий. Что касается Азербайджана, мы уверены и оптимистичны.