День памяти выдающегося азербайджанского поэта Микаила Мушфига

post-img

6 января – день памяти выдающегося представителя азербайджанской литературы XX века, поэта Микаила Мушфига, ставшего жертвой сталинских репрессий 1930-х годов. Несмотря на короткую жизнь, он оставил богатое литературное наследие, до сих пор представляющее большой интерес для научных исследований и широкой читательской аудитории.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, прошло 88 лет со дня трагической гибели Микаила Мушфига.

Микаил Исмаилзаде (Мушфиг) родился 5 июня 1908 года в Баку в семье учителя бакинской школы «Саадат» Мирзы Кадыра Исмаилзаде. Его отец писал стихи и был автором либретто оперы азербайджанского композитора Муслима Магомаева «Шах Исмаил».

В раннем детстве Микаил Мушфиг потерял родителей. Осиротевшего мальчика взяли под свою опеку родные.

Он получил гуманитарное образование, стал учителем и в течение семи лет преподавал в школах Баку.

Интерес к литературе, особенно к поэзии, появился у него еще в ученические годы.

С 1926 года Микаил Мушфиг начинает писать стихи и за короткое время становится одним из признанных азербайджанских поэтов. В период с 1930 по 1935 годы он издал десять поэтических сборников. 1932 год считается самым плодотворным в его творческой судьбе: тогда вышли его книги «Гюнюн сясляри», «Хлопок», «Первое мая», «Меж буровых вышек». В 1935 году были опубликованы сборники «Скала», «Крестьянин и змея».

Также прекрасны его лирические стихотворения – «Твои глаза», «Чтоб опять был тот сад», «Ветры», «Ночь», «Телеграфные провода», «Тар» и другие. Эти книги неоднократно переиздавались и в последующие годы. В 1968 году увидела свет книга «Мушфигли гюнлерим», подготовленная на основе воспоминаний его супруги Дильбяр Ахундзаде; в 2005 году она была издана в расширенном варианте.

Охватывая широкий круг тем, поэзия Микаила Мушфига сочетает в себе национальные и общечеловеческие черты. Особое место в его творчестве занимают произведения, в которых звучат гражданская смелость и верность духовным истокам народа. Так, когда преподавание тара — одного из национальных музыкальных инструментов — в консерватории было запрещено, поэт решительно написал знаменитое стихотворение «Пой, тар!». Эта строка стала мощным эмоциональным призывом, способным тронуть сердце каждого азербайджанца и вдохновить на сопротивление духовному подавлению.

В стихотворении «Праздничный вечер», обращаясь к детским воспоминаниям о Новрузе, автор фактически выступает против политики советского режима, направленной на вытеснение национальных традиций из общественной памяти и повседневной жизни.

Особое место в поэзии Мушфига занимает воспевание Азербайджана. Произведения, в которых его безграничная любовь к Родине соединяется с ярким поэтическим даром – «Моя страна», «О утренняя звезда!» и другие, – по праву относятся к лучшим художественным воплощениям темы Отечества в нашей поэзии.

Не менее значимы и лирические страницы его наследия. Стихотворения «Севгиляр», «Маралым» — запоминающиеся образцы любовной лирики в азербайджанской поэзии.

В свободное время поэт любил играть на таре. Он дружил с известным азербайджанским таристом Гурбаном Примовым. Микаил Мушфиг также прекрасно владел фарси и часто читал стихи Физули, Фирдоуси и Омара Хайяма.

Значительное место в его творчестве занимают поэмы. Наиболее знаменитыми из них были «Гая», «Мой друг», «Среди буровых», «Пастух», «Дядя Джаби» и другие.

Главное достоинство эпических произведений поэта составляют полнота характеров его героев, хорошо выстроенный сюжет, драматизм событий и естественность диалогов. В его поэмах убедительно раскрывается внутренний мир людей.

Поэт занимался и переводами. Им были переведены на азербайджанский язык поэмы «Цыгане» А.С.Пушкина (совместно с Ш.Аббасовым), «Демон» М.Ю Лермонтова (совместно с Р.Рза), а также стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной», произведения Т.Шевченко и других авторов.

Мушфиг очень любил абшеронские дачи: море, песчаные пляжи. Последнее лето 1936 года Микаил провел в поселке Мардакян вместе с семьей Мирмехти Сеидзаде. В те дни он часто встречался с Расулом Рзой и Энвером Мамедханлы, которые жили неподалеку. Дружба Мушфига и Расула Рзы была крепкой: в память о поэте Расул Рза написал поэму «Если бы не было розы».

Однако тучи уже сгущались. В прессе появлялись резкие критические статьи о Мушфиге, нередко переходившие в оскорбления. Тяжело переживая несправедливую клевету, поэт оказался в эпицентре нарастающей травли. Переломным моментом стал Пленум писателей, где нападки на Мушфига не прекращались: ему навесили ярлык «контрреволюционера», и, по всей видимости, подобные выступления были подготовлены заранее.

4 июня 1937 года Мушфиг был арестован у себя дома. Основанием послужил донос, в котором он был назван членом контрреволюционной националистической организации. Ему было инкриминировано то, что он знал о подготовке вооруженного восстания против советской власти.

5 января 1938 года Полевая военная коллегия Верховного суда СССР провела судебное заседание, которое длилось с 11:20 до 11:40 – всего 20 минут. Суд признал Мушфига виновным по статьям 64, 70, 73 Уголовного кодекса Азербайджанской ССР и вынес высший приговор — расстрел. Приговор был приведен в исполнение через несколько часов — в ночь на 6 января.

Образ и творчество незабвенного поэта стали символом национального самосознания, свободолюбивого духа, а его проникновенные лирические стихотворения называют гимном любви в азербайджанской литературе. На его стихи азербайджанскими композиторами создано много прекрасных песен.

В память о поэте в Баку установлен бюст, мемориальная доска на доме, в котором он жил, поселку, школе, улице и площади присвоено его имя, в Хызы создан музей памяти.

Отметим, что 100-летие и 110-летие со дня рождения выдающегося представителя азербайджанской поэзии Микаила Мушфига были отмечены в нашей стране и за ее пределами серией мероприятий в соответствии с распоряжениями Президента Ильхама Алиева. Кроме того, для читателей было издано и представлено трехтомное собрание его произведений в латинской графике.

Культура