Человек с душой, вместившей мир

post-img

Его называли азербайджанским Чарли Чаплиным. Он стал живой легендой своего времени, которого в народе с уважением называли просто по имени. Всеобщий любимец, отточивший амплуа комедийного актера до совершенства, оставаясь при этом значимой общественной фигурой. Но прежде всего он был Мужем, Отцом, Другом, Человеком…

Именно таким Лютфали Абдуллаев предстает в воспоминаниях своих родных.

АЗЕРТАДЖ представляет выдержки из статьи дочери народного артиста Лютфали Абдуллаева Гюльнары Лютфалигызы.

– Проходят годы, и, находясь в профессии, связанной с кинематографом и телевидением, я понимаю, что Лютфали Абдуллаева можно отнести к актерам от Бога. И не потому, что это мой отец, а потому, что он был фантастическим актером, абсолютно не принадлежащим никакой школе. В истории кинематографа всегда были люди, обладающие невероятным талантом, которых относили к категории «самородков». Не исключение и наш отечественный мир кино, в которым есть имя моего отца. Однако, отсутствие образования не должно означать его безграмотность. Папа всего лишь не владел кириллицей и использовал в письме алфавит, основанный на арабском написании букв, как их учили в начальной школе.

Ему было четырнадцать лет, когда он приехал в Баку. Этому предшествовала история его знакомства с группой актеров, гастролировавших в Шеки со спектаклем «Аршин мал алан». Там Лютфали познакомился с Ахмедом Анатоллы, которого с остальными сразу же пригласил быть гостями в доме его бабушки и дедушки. Там он признался, что его огромное желание – стать актером. Ему было сразу сказано, что для осуществления желаемого необходимо образование. И вот, приехав в Баку и получив рекомендацию, папа поступает в Консерваторию. И куда?! В класс валторны! Ситуация звучит уже комически: папа и валторна! Правда, учился он недолго – не случились «отношения» с этим инструментом. Он пошел работать в хор Азербайджанского театра оперы и балета, где на него и обратил внимание великий Узеир Гаджибейли. Участие в съемках фильма «Аршин мал алан» было абсолютно не случайно. Это было личное приглашение самого маэстро.

И случилась ситуация, о которой говорят: «Наутро проснулся знаменитым». Так начался актерский путь Лютфали Абдуллаева.

Папа был талантлив не только в ролях. Его дарование распространялось на все, что связано и с жизнью вне сцены. Он был незаурядным человеком. Он был известен в городе тем, что никому никогда не отказывал в помощи. При этом для папы было не важно, знаком ли ему обратившийся человек.

Нельзя не заметить, что за юмористическими образами персонажей, воплощенных на сцене и на экране Лютфали Абдуллаевым, где-то в самой глубине проглядывался легкий намек на что-то грустное. И тому есть объяснение.

История его любви с нашей мамой. Она не могла не наложить отпечаток на его жизнь. Пятнадцать лет ждать любимую женщину – дорогого стоит. Не каждый мужчина способен на такое. И это в период его актерского взлета. Он признанный кумир, а внутри большая печаль. Ну не отдавали за него женщину, которой он принадлежал всей душой. И сколько раз не засылал он сватов, ответ был отрицательным. Лишь в возрасте сорока четырех лет он обрел счастье, соединившись с той, кого он любил. Оттого и дети поздние: я родилась, когда папе было сорок восемь лет, а моя старшая сестра – в его сорок шесть.

Да, я могу видеть папу на экране. Но делаю это по настроению… Порой, когда бывает неуютно в жизни, и мне хочется слышать папин голос, видеть его лицо. Случается, смотрю запись и просто получаю удовольствие. Обращаюсь к этому постоянно, потому что мне помогает. Я понимаю, что в жизни мне невероятно повезло родиться в семье двух удивительных личностей – Севды Пепиновой и Лютфали Абдуллаева. При этом это была невероятная ответственность. Наше воспитание всегда происходило на примерах. Но была одна фраза, которую говорила мама: «Что бы вы ни делали в жизни, всегда помните, чьи вы дочери». И вот это, наверное, единственное, что всегда «подтягивало». Этот наказ сегодня перешел и к нашим детям. Есть ориентир, который задан той высотой, которую ни при каких обстоятельствах нельзя опускать.

**Статья была опубликована в рубрике «Наследие» журнала FUROR в 2016 году.

Культура