Анар Абасов: Йога – это соединение индивидуального «я» с высшим «я»

post-img

 АЗЕРТАДЖ продолжает серию интервью со специалистами в области йоги, которые работают в Азербайджане.

Нашим очередным собеседником стал Анар Абасов – инструктор по хатха-йоге, сертифицированный преподаватель Международной федерации йоги, Федерации йоги России и Международного йога альянса, организатор встреч сыроедов и йогов.

- Анар, что для вас йога?

- Образ жизни. Это соединение индивидуального «я» с высшим «я». Одно из значений слово «йога» – это узда, то есть это способ обуздать свой ум. Йога – это путь к освобождению. Но на этом поприще нужно прикладывать усилия.

Я никогда не думал, что буду вести занятия по йоге. Как-то так все сложилось само по себе – как говорится, такая карма…

 

- Как же вы пришли в йогу?

- Можно сказать, все началось с самого детства. Потому что меня беспокоил вопрос «В чем смысл жизни?» Когда мне было 15 лет, я познакомился с кришнаитами и «Бхагавадгитой» (один из базовых текстов индуистской философии – авт.). С того времени я встречал много разных людей, занимающихся саморазвитием, тех, кто занимался осознанными сновиденьями, выходом из тела, путешествиями в астральном плане… Но углубленно заниматься практиками у меня не получилось в тот период: была учеба в институте, работа, семья… А в 2003 году, когда я жил в Москве, у меня появился свой бизнес, который давал возможность больше времени уделять на саморазвитие. Я стал посещать занятия по Ци-Гун (традиционная китайская практика – авт.) – у нас было вьетнамское направление Кхи-Конг, вел занятия потомственный целитель Хкан Тхи.

 

До этого в Баку я занимался Багуаджаном (боевое искусство Китая – авт.) у Ильгара Сафарова. В 2007 году я познакомился с Методом Бронникова – прошел там 2 ступени (методика, позволяющая, по утверждению В.Бронникова, развить у себя сверхспособности – авт.) и Московской школой гипноза Геннадия Гончарова, где очень много говорилось про йогу и пользу вегетарианства. В 2009 году я начал посещать занятия Международной академии каббалы Михаэля Лайтмана, стал членом внутренней группы. Но позже у меня появились некоторые разочарования. В 2012 году я поехал во Вриндаван вместе с женой и группой кришнаитов. По возвращении после утренних уроков по каббале, с 3 до 6 утра, я ехал в кришнаитский центр и посещал каждый день утренние лекции по Бхагавадгите. Параллельно мы с женой посещали фестивали по йоге и занятия Андрея Вербы в клубе «Ровестник». Я начал отходить от кабалы в сторону йоги. В 2013 году, после знакомства с Трансферингом реальности Вадима Зеланда (эзотерическое учение – авт.), знакомства с астральным поломником Юрием Гречушкиным и практиком голоданий Константином Ропаевым, я решил перейти на сыроедение с периодическими голоданиями. В конце 2014 года я поехал на свой первый ретрит Випассана, который назывался «Погружение в тишину», в йога-лагерь «Аура» к Андрею Вербе. После окончания 10-дневного курса у меня был разговор с Андреем Вербой, он сказал мне: «У тебя развита Вишудха чакра, тебе нужно стать преподавателем йоги…». Через неделю я поехал на семинар «Сварга» Дмитрия Лапшинова, где я познакомился с преподавательницей йоги, занятия которой впоследствии стал заменять.

Впервые я заменил учителя по йоге в феврале 2015 года. Я пришел на занятие как ученик. Вижу, учитель опаздывает. Я стал выполнять упражнения сам. А другие ученики попросили меня показывать им, чтобы они повторяли. Я начал вести занятие. Когда преподаватель по йоге зашел в зал, я сразу уступил ей место, а она говорит: «Нет, нет, продолжайте, мы вас, может, на замену возьмем». А у нее должно было быть второе занятие, на которое я остался как ученик. Но она мне предложила и его провести, и я согласился. (Смеется.) Так я начал заменять учителей, а потом и преподавать.

 

- Расскажите о вашем направлении.

- Мое направление – это классические асаны хатха-йоги в начале занятия, дыхательные практики – пранаямы, по завершении – медитация. Практика состоит из специально разработанных комбинаций статических и динамических упражнений, что приводит к раскрепощению суставов; появлению гибкости в теле; укреплению здоровья; появлению спортивной, красивой фигуры; успокоению ума, ощущению легкости во всем теле и хорошему настроению.

- Как вы считаете, почему йога в последнее время стала настолько популярна в мире?

- Потому что человек склонен к развитию. Развитие затормозить невозможно, остановить невозможно, кто бы что ни делал, кто бы какие ни ставил препятствия… Все равно человек ищет свободу. Он хочет освободиться от бремени. А йога дает эту свободу. Мокша – освобождение – это главная цель в йоге, выйти из колеса Сансары, быть свободным от всего.

- А если брать непосредственно Азербайджан, почему в нашей стране йога становится все популярнее и популярнее?

- Азербайджан – это тоже часть мира. Как правило, большинство людей приходят в йогу через физический аспект. Они делают упражнения, им становится хорошо, это благоприятно влияет на их здоровье. Они начинают менять питание, переходить на вегетарианство, веганство, сыроедение, начинают использовать очистительные техники в повседневной жизни, чувствуют легкость. Люди видят результат. Некоторые на этом и остаются, им этого достаточно. Кто-то идет дальше – начинает изучать священные писания, искать своего учителя, ездить на ретриты, в ашрамы и так далее.

Все больше и больше людей в Азербайджане интересуются йогой. На занятия приходят как женщины, так и мужчины разных возрастов. Иногда приходят родители со своими детьми, иногда приходят пары – муж и жена или парень с девушкой. Есть такое направление, как парная йога. Очень здорово, когда пары могут заниматься вместе, проводить общий досуг, быть вместе и уделять друг другу внимание.

 

- Анар, как вы считаете, у азербайджанской земли есть какая-то особенная энергия?

- Большинство людей ищут места силы, святые места, такие как Храм огнепоклонников в Атешгях, Гобустан, Беш Бармаг, Алты Агадж и другие. И мне, как представителю азербайджанской нации, приятно, что йоги из Индии совершали паломничество в Атешгях к Храму огнепоклонников, по крайне мере есть такая версия. Но мне по моей природе больше интересны духовные люди, мудрецы как прошлого, так и нашего времени, а особенно те, кто достиг глубоких состояний Самадхи. Например, когда мы были в Индии и медитировали в пещере, где любил медитировать Будда, где медитировал Ананда, брат Будды, в разных местах, где Гаутама Будда Шакьямуни проповедовал, в месте где он просветлел, лично я не почувствовал особой разницы! Когда мы практикуем медитацию Випассана, мы наблюдаем дыхание и ощущения в теле через сидение в неподвижной позе длительное время. Как правило, все самое интересное начинается после двух часов такой медитации – приходит понимание того, что важно не место, а восприятие и понимание закона непостоянства, каждую секунду все меняется, нет никакого смысла привязываться к тому, что не вечно…

- Вы можете выделить какую-то общую проблему современного человека, в которой могла бы помочь йога?

- Основная проблема человечества – это эгоизм, то есть желание получать наслаждение ради себя. Вопрос в том, как человек с этим работает. Если человек идет на поводу своих желаний, мыслей, он попадает в ловушки и тратит на это время и жизненные силы, таким образом оставаясь в колесе Сансары, «Колесе перерождений». Он не развивается, а просто следует кармическим программам и проявлениям, которые могут идти из прошлых жизней… А вот если человек начинает серьезно заниматься йогой, приходит понимание и осознание того, как работают энергии, как работают чакры, как нужно работать с каналами, каким образом происходит сублимация и трансформация энергии с низких вибраций в более высокие – тогда человек приходит к равностному состоянию сознания и глубине понимания всего…

 

- А какой бы вы могли дать повседневный совет из йоги, который можно было бы легко выполнять?

- Заниматься физическими упражнения, менять привычки питания, переходить на вегетарианство, веганство или даже сыроедение. Стараться соблюдать биоритмы природы, пораньше ложиться спать, пораньше вставать, стараться есть два раза в день, а лучше один раз в день и не позже 15:00, изучить Аюрведу, конечно же, начать медитировать и делать регулярные дыхательные практики – пранаямы. Изучать священные писания. Больше общаться с мудрецами, глубокими, сильными учителями.

- Анар, сейчас мы перейдем к нашему эксперименту – сегодня я буду пробовать под вашим руководством стояние на доске садху. Прежде чем мы начнем, расскажите, что дает человеку стояние на гвоздях?

- Эта процедура имеет оздоровительный эффект, дает заряд бодрости, энергии – и на энергетическом, и на ментальном уровне. То есть после стояния на гвоздях ты становишься спокойнее. Когда у тебя идет выплеск всего, что накопилось, всех эмоций, ты становишься спокойным. А когда ты находишься в состоянии «нуля», в спокойствии, не уходишь в приятные ощущения и не уходишь в неприятные ощущения, у тебя идет наблюдательный процесс, ты оказываешься в роли наблюдателя. А когда ты в роли наблюдателя, ты можешь уже отделиться от «персонажа» этой игры и пойти в глубину.

 

Мы приступаем к эксперименту. Анар просит меня разуться и встать на коврик перед доской садху. Мы вместе делаем несколько глубоких вдохов и выдохов носом. Далее Анар предлагает мне опереться на его предплечья и, поддерживая меня под локти, помогает медленно встать на гвозди. На мой взгляд, самый сложный и болезненный момент – это первый шаг, когда вес всего тела приходится на одну ногу. Я встаю на доску правой ногой. Преодолев себя, ставлю вторую ногу на гвозди. Стоят на гвоздях больно. Я стараюсь дышать как можно глубже и не двигаться. Даже говорить сложно, я могу делать это лишь шепотом. В голове только одна мысль – когда я отсюда спущусь? Анар поддерживает меня под локти и напоминает о дыхании. Через несколько секунд я начинаю закрывать глаза, но Анар просит этого не делать и держать с ним зрительный контакт. Я спрашиваю, когда мне можно будет спуститься? Анар отвечает, что нужно потерпеть еще немного. Он говорит, что я смогу это выдержать. Его голос звучит спокойно, мягко и уверенно. Это мне очень помогает. В какой-то момент я чувствую, что начинаю расслабляться. Я понимаю, как сильно было напряжено мое тело. Чем расслабленнее я становлюсь, тем легче мне стоять на гвоздях. Я чувствую, как мое дыхание становится спокойнее. Как замедляются мои мысли. В этот момент я воспринимаю боль, как нечто отдельное от меня. Я стою и просто наблюдаю за собой со стороны. Мне даже любопытно, как долго я еще смогу простоять на доске садху. Однако вскоре я все же говорю Анару, что хочу спуститься. Анар помогает мне сойти с доски: сначала я снимаю правую ногу и ставлю ее на пол, потом – левую. Стоять на полу после гвоздей – невероятное облегчение. Каждый следующий мой шаг – это огромное удовольствие. В повседневной жизни мы не осознаем, какое это удовольствие – просто ходить. Я также чувствую удовлетворение от мысли, что смогла преодолеть себя, что выдержала это небольшое, но все же испытание. И это очень вдохновляет.

Общество