Российский ученый: В Армении нет тотальной поддержки идеи миацума

post-img

Думаю, что если Никол Пашинян останется у власти, то соглашение будет выполняться. Может быть, в армянском дискурсе это не будет называться Зангезурским коридором, но эта транспортная артерия заработает.

Как сообщает XQ , об этом в интервью изданию «Лента.ру» заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, социолог Алексей Токарев.

Отвечая на вопрос о том, как Азербайджану удалось «быстро и эффективно провести операцию» в Карабахе, эксперт отметил, что сейчас Карабах перестал быть для Армении идеей фикс.

«Позиция о необходимости защиты Карабаха перестала быть основой армянской идеологии. И это один фактор. Второй фактор — это многолетнее усиление Азербайджана. Азербайджан во всей этой конструкции вообще самый понятный. Позвоните в любой азербайджанский дом, от Балакена до Астары, и задайте вопрос о том, чей Карабах и что с ним делать. Вы получите однозначный ответ. А в Армении ситуация как раз изменилась», – сказал он.

Алексей Токарев подчеркнул, что Азербайджан все последние годы усиливался.

«Страна проводила эффективную внешнюю политику, которая заключалась в выстраивании ровных отношений со всеми центрами силы, включая двух важнейших региональных игроков в лице Турции и России. Да, есть проблемы с Ираном, но с ключевыми игроками региона Азербайджан договорился и все эти годы усиливал армию. Действия Азербайджана было легко спрогнозировать, посмотрев на траты на армию в процентах к ВВП. Это запредельные значения в 10-11 процентов при обычных тратах в 1-2 процента», – заявил эксперт.

Анализируя реакцию западных стран на контртеррористическую операцию в Карабахе Алексей Токарев заявил, что, по его мнению, она оказалась довольно сдержанной.

«Во всем мире, если говорить серьезно, Армения нужна двум странам: России и самой Армении. Есть неотъемлемые национальные интересы вне зависимости от того, кто будет определять внешнюю политику. А для США и Франции армянские дела (за рамками диаспоры) важны постольку-поскольку. Посты Ким Кардашьян и Эммануэля Макрона в социальных сетях ничего не меняют, а попросту сотрясают воздух. Для западных стран любые события на постсоветском пространстве — это либо торговля, либо контролируемая напряженность относительно России. Чем больше у России конфликтов на границах, чем сильнее Россия отвлекается, тем меньше она может создавать внешнеполитических проблем», – считает Алексей Токарев.

Он добавил, что если России проявляет к Армении живейший интерес, то для западных стран она – лишь инструмент по созданию проблем для России. Заявлений от западных политиков в ходе военной операции было много, но для них этот конфликт не более чем возможность ограничить Россию. Особенно сейчас, в условиях полномасштабных боевых действий в Украине.

Российский ученый также отметил, что Азербайджан для западных стран в настоящее время — надежный поставщик энергоресурсов. «Есть и юридическая причина. Азербайджан действует на своей территории. Ни одна страна в мире, включая Армению, не оспаривает территориальную целостность Азербайджана», – сказал эксперт.

Говоря о восприятии текущей ситуации в армянском обществе, социолог отметил, что сейчас в Армении общество разделилось: одни считают, что Карабах нужно сохранять, а другие устали от войны, от постоянных известий о гибели молодых парней.

Алексей Токарев отметил: «Часть общества уже не боится современную Турцию, они понимают, что с Турцией можно торговать и находиться в нейтральных соседских отношениях. Для этой среды характерна позиция «может быть, пора уже сосредоточиться на собственно армянской территории, на ее развитии, на недопущении ее отторжения», а Нагорный Карабах воспринимается как привязанная к ноге гиря. Нет тотальной поддержки идеи миацума…Устали люди от войны. Ну Карабах и Карабах... Часть людей скажет, что с Турцией дружить важнее».

Российский ученый также ответил на вопрос о Зангезурском коридоре, подчеркнув, что если Никол Пашинян останется у власти, то трехстороннее соглашение по разблокированию транспортных коммуникаций будет выполняться.

«Может быть, в армянском дискурсе это не будет называться Зангезурским коридором, но эта транспортная артерия заработает», – считает он.

XQ

Политика