Поведение официального Еревана в последнее время вызывает напряжение в Москве. Озвучиваются мнения, что Армения перестала быть надежным союзником России на Кавказе. О причинах и следствиях возникшей ситуации в интервью АЗЕРТАДЖрассказал российский депутат, член комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев.
- Дмитрий Иванович, недавно МИД России вызвал посла Армении в РФ из-за серии событий, которые происходят в этой южнокавказской стране в последнее время и вызывают вопросы у российской стороны. Между тем Армения давно испытывает терпение своих соседей. Как вы полагаете, что послужило спусковым крючком?
- Ответ очевиден: Ереван всегда воспринимался Москвой как надежный союзник. И эта уверенность Москвы в Ереване оказалась, по сути, иллюзорной. Запад наши уступки и нежелание конфликтовать принял за слабость, а Ереван уверился в своей значительности и важности для Москвы. Хорошее отношение, очевидно, внушило официальному Еревану ничем не оправданную уверенность в непоколебимости своих позиций. Настолько, что потребовался, по словам пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, «глубокий анализ». Пока Россия не расценивает действия Армении как однозначный «разворот», но сомнения в том, что Армения – надежный партнер России на Кавказе, уже появились. Именно эти сомнения – на контрасте с прежней уверенностью в Ереване и на фоне цивилизационной войны с Западом – вызвали такое внимание к поведению Армении.
- Однако, если спросить Армению, наверняка мы услышим, что Россия «начала первой», приняв в карабахском конфликте сторону Азербайджана?
- Как справедливо заявил Президент России Владимир Владимирович Путин, Армения сама признала, что Карабах — это часть Азербайджана. Однако, несмотря на это признание, Ереван, как мы прекрасно видим, последовательно избегает конструктивных переговоров с азербайджанской стороной в рамках международного права. Это, в сущности, типичная для официального Еревана стратегия последних лет: провокации, политизация гуманитарных вопросов, невыполнение взятых на себя обязательств и т.п. Отсюда растут ноги так называемых выборов «президента» Карабаха, результаты которых, что вполне естественно, не признало ни одно государство в мире. Еще один очень типичный пример – открытие дороги через Агдам. Армения на каждом углу кричит о том, как притесняют армян Карабаха, не пропуская продовольствие через Лачинскую дорогу и препятствуя выезду людей, из-за чего осложнено получение медицинской помощи. Между тем другой транспортный маршрут – через Агдам – перекрыт, и вовсе не азербайджанцами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров предлагал вариант, на который согласились все стороны: открыть для ввоза гуманитарных грузов Международного Комитета Красного Креста дорогу через Агдам, а через сутки возобновить движение по Лачинской дороге. Но сразу после согласия со стороны псевдонезависимого Карабаха посыпались дополнительные условия – открыть обе дороги одновременно, не ввозить азербайджанские товары, немедленно освободить обвиняемого в военных преступлениях против гражданских азербайджанцев во время Первой Карабахской войны (Вагифа Хачатряна – ред.). В результате движение так и не было открыто.
Совсем недавно мы наблюдали удивительную картину, когда по дороге не дали проехать российскому грузовику с гуманитарным грузом российского же Красного Креста. В конечном счете груз был пропущен, но две фуры Азербайджанского общества Красного Полумесяца все еще ждут, когда голодающим, по заверениям Еревана, жителям Карабаха разрешат получить помощь агрессивно настроенные армянские радикалы.
- Какие выводы, на ваш взгляд, России нужно сделать из этой ситуации?
- Любые выводы пока преждевременны. Сейчас речь идет об очевидном отсутствии желания официального Еревана работать над деэскалацией. Сидеть на двух стульях у Армении не хватит ни ресурсов, ни политического веса. Очень надеюсь на то, что здравый смысл в конце концов восторжествует.