Сахиб Мамедов - азербайджанский поэт, пишущий на русском языке. Член союза писателей Азербайджана, член Союза писателей России, член Союза писателей Северной Америки, член интернационального союза писателей. Мастер спорта по боксу.
Обладатель множества престижных премий, званий и наград, в 2022 году Сахиб Мамедов был назван лучшим международным поэтом года (по мнению пекинского Международного исследовательского центра перевода поэзии).
В своей беседе с АЗЕРТАДЖ Сахиб Мамедов рассказал о том, что для него значит быть поэтом, и поделился рассуждениями о том, каково положение литературы в мире на сегодняшний день.
- Сахиб, у вас часто спрашивают о том, как вы пришли из спорта в поэзию. Мне же интересно, почему вы, профессионально занимаясь боксом, поступили в Экономический университет?
- Начнем с того, что я пошел в школу на год раньше и, соответственно, окончил ее, когда мне было всего лишь 15 лет. В этом возрасте мои мысли были направлены только на спорт. Я целиком и полностью отдавал себя бесконечным тренировкам. Но за год до окончания школы пришлось задуматься о выборе дальнейшего образования. Поступать в физкультурный и быть тренером мне почему-то совсем не хотелось, потому что не понаслышке знал, что такое быть спортсменом и какой это изнуряющий труд. Но тогда какое направление выбрать 14-летнему мальчишке? Стихами я в то время тоже не занимался, на это не было ни времени, ни творческого вдохновения. И я пришел к банальному решению выбрать ту группу, где мне будет легче сдать вступительные экзамены. Выбор пал на вторую группу.
Один год усиленных занятий с репетиторами, и в 15 лет я становлюсь студентом Нархоза без всякого внутреннего призвания. Вообще я считаю, что делать выбор своего дальнейшего жизненного пути в юности не всегда оправданно. Потому что в более зрелом возрасте происходит переосмысление и, как следствие этого, - разочарование, что, в принципе, со мной и случилось. Но только после того, как я окончил и магистратуру с красным дипломом, мне стало совершенно очевидно, что экономика и я находимся в разных плоскостях.
- В итоге вы стали поэтом. И не просто поэтом, а живым классиком: вас называют Горгудом 21-го века, ваши стихи включены в школьную программу. Вы могли бы такое представить в юношестве?
- Если бы мне об этом сказали в мои ранние годы, то я бы не поверил. Но у каждого человека своя судьба, и нам не дано знать, что уготовано Всевышним, иначе и жить было бы неинтересно. Что касается моих творческих успехов, то не буду скромничать, а скажу, что искренне бываю рад даже малейшему достижению. Мне это придает силы, вдохновение и стимул служить людям, своим читателям, но никак не чувствовать свое личное превосходство над другими. То есть я хочу сказать, что никогда не причислял себя к «звездам» искусства.
- «Звезда» или нет, но вы достойно представляете нашу страну на многочисленных международных конкурсах, где часто побеждаете. Кстати, вы говорите, что в поэзии не бывает соперников… Тогда конкурсы – они для чего?
- Да, я действительно придерживаюсь мнения, что поэзия – это не спорт, и в ней не должно быть никаких соперников. В ней и не может их быть. Разве птицы, поющие на деревьях, соперничают друг с другом?
Что же касается конкурсов и всяких поэтических рингов, то это нужно, прежде всего, для подъема поэтического духа, иными словами для вдохновения. Автор, участвующий в подобных мероприятиях, заряжается энергией зала, происходит знакомство и общение с другими авторами… И это всегда интересно. А если еще посчастливится и одержать победу, то вдвойне приятно. Повторюсь: мне это дает стимул для дальнейших свершений. Участвуя в подобных конкурсах, несомненно, набираешься опыта, прислушиваешься к критике жюри и смотришь на то, что ты создал, уже со стороны, глазами читателя. Что же касается больших международных конкурсов, то это очередная возможность представить Азербайджан и в случае победы возвысить флаг своей страны.
- Какая победа оказалась для вас наиболее яркой?
- Одной из значимых побед для меня является национальная премия России «Золотое перо Руси», которой удостаивались такие корифеи, как Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Михаил Задорнов. Также было очень приятно, когда в Китае меня провозгласили лучшим поэтом мира 2022 года. Но я не веду счет дипломам, медалям и кубкам, так как верю, что мои главные победы ждут меня впереди.
- В одном из ваших интервью вы говорили об отличии между боевым искусством и поэзией. А в чем сходство между этими двумя - такими разными – сферами?
- Безусловно, спорт и творчество – вещи несопоставимые. Но схожесть все-таки есть, и это – упорный труд, потому что и то, и другое является искусством.
В древнем Риме каждый гладиатор знал святую истину: «чем больше пота ты прольешь в лудусе, тем меньше крови прольешь на арене». Этот принцип актуален во всех сферах жизни.
- Гладиатор – это такое интересное сравнение… Но мне сейчас вспомнилось другое ваше сравнение. У вас есть стихотворение, в котором вы говорите, что поэт – это тот, кто «рожден страдать за всех»… Вы однажды сравнили поэта с пророком и сказали, что его миссия – быть глашатаем народа.
- «Поэт – это глас народа» – именно так начинается стихотворение, в котором говорится о страданиях. Поэт воплощается в героев, о которых он пишет, как и актер – в роли, которые он играет. Актеру нужно сначала абстрагироваться от своей личности, самому поверить в то, что он и есть тот самый герой из произведения, прожить его жизнь, прочувствовать эмоции, чтобы реалистично передать их, и только тогда ему поверит зритель. Иначе это плохой актер. Так и с поэтами. Ведь большинство людей живет в страданиях, и поэту приходится прочувствовать эту людскую боль, пропустить через свое сердце, и уже потом выразить словами. Но миссия его не в этом! Он – глашатай, он призывает к чистоте, к добру, к благодеяниям, он старается указать на выход из этого колеса страданий. Обычно если человеку плохо, он не может делиться радостью с другими. Каждый делится только тем, чем наполнено его сердце. И как очистить сердца, как вывести страдающего из его же собственного омута страданий? Ответ прост: нужно воспринять боль чужого человека как свою собственную и постараться увидеть путь, по которому он сможет выбраться. Поэтому в стихотворении и сказано:
«…Пришедший нести всем радость,
Рожденный страдать за всех».
- Вы как-то говорили, что хотите попробовать себя в прозе. Есть уже какие-то планы, наработки?
- Пока наработок нет, за исключением одного небольшого рассказа «Цена счастья», который я написал для Русского драматического театра. Но, думаю, в дальнейшем будут.
- У вас также есть и поэтический спектакль «Русалка», который с успехом прошел в Баку в 2019 году. Не хотите повторить? Или поставить новый?
- В этом году повторять эту постановку не буду, так как в рамках творческого вечера она занимает много времени, а о новых пока умолчу. По мне лучше один раз сделать, чем долго разглагольствовать. Пусть это останется сюрпризом для зрителей.
- В «Русалке» тоже был приятный сюрприз для зрителей – вы там сами сыграли. И часто выступаете на литературных вечерах, декламируя свои произведения – у вас это великолепно получается. Как вы к этому пришли? Ведь одно дело писать стихи, и совсем другое – выступать с ними, быть артистом.
- Профессионально я нигде не учился актерскому мастерству чтения. Когда бывает свободное время, по нескольку раз читаю стихи вслух, отрабатываю декламацию, стараясь максимально прочувствовать каждое слово, чтобы интонацией лучше донести смысл написанного. Но к себе я всегда самокритичен и поэтому редко бываю доволен результатом. А нравится мое чтение слушателям или нет, это уже судить не мне.
- К слову о литературных вечерах: у нас в городе в последнее время таких мероприятий проводится очень много. Как вы считаете, с чем связана эта тенденция?
- То, что у нас в стране литература на стадии популяризации, не может не радовать. Это явление неразрывно связано с прогрессом в области культуры. А показателем этого роста несомненно является интерес молодежи к духовным ценностям. Ведь художественная литература воспитывает в людях моральные и нравственные качества, не давая окончательно погрязнуть в прагматичном быту. Это та сфера, где идеалистическое преобладает над материальным.
- А как вообще обстоит дело с литературой в мире? Вы много путешествуете, участвуете в международных конкурсах и наверняка можете сделать какой-то вывод и даже дать прогноз – будет ли жить литература?
- Литература - в виде устного народного творчества - появилась еще до того, как человек научился писать, и она будет жить всегда, покуда жив человек. Если позволить своей фантазии разгуляться и представить, что через несколько столетий искусственный интеллект вытеснит нас, людей, с планеты, то, по всей вероятности, машинам литература будет не нужна. А пока мы имеем чувства, пока мы живы, с нами будут жить и книги.
Если говорить конкретно о поэзии, то, как известно, в России нынешнюю силлабо-тоническую форму стихосложения (способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке – прим. авт.) ввели Тредиаковский и Ломоносов. В предыдущие времена стихи не были столь стройными и звучными.
На Западе же классическая форма стихосложения давно умерла, и сейчас авторы полностью отошли от размера и рифмы. Как следствие, это сказывается и на русскоязычной поэзии. Я не знаю, как можно охарактеризовать такое явление. Но не хочется верить, что эта тенденция приведет нас в «доломоносовские» времена.
- Как в век гаджетов и соцсетей приобщить детей к чтению, причем к чтению хорошей литературы, к поэзии?
- Я думаю, что любовь к литературе, стихам должна прививаться ребенку с детства. Надо читать ему книжки, разучивать стишки, а потом учить и самостоятельно читать. Заниматься его духовным воспитанием. А вместо этого современные родители покупают детям не книжки, а телефоны и гаджеты - пусть занимаются играми, чтобы не мешали. Отсюда у детей и отношение к книгам индифферентное. Поэтому сами гаджеты и интернет не помеха, а при правильном воспитании, наоборот, нужные помощники для поиска любой интересной литературы, в том числе и стихов. В наше время нет дефицита ни в книгах, ни в какой-либо необходимой информации, просто нужен правильный подход к духовному росту молодого поколения. Тогда и интернет будет способствовать чтению стоящих произведений.