АЗЕРТАДЖ представляет интервью с профессором, политологом, основателем и директором турецкого Центра стратегических исследований Кавказа (Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi, KAFKASSAM) Хасаном Октаем.
- Как вы оцениваете текущее состояние экономических отношений между Турцией и Азербайджаном? Какие сектора развиваются наиболее динамично?
- Азербайджан, как одно из развивающихся государств Южного Кавказа, является страной с экспортом на уровне около 21 миллиарда долларов. Экономика Азербайджана, обладающая преимущественно экспортным потенциалом в области нефти и газа, с целью ее диверсификации внимательно отслеживает мировые тенденции и старается развивать сотрудничество с Турцией во всех сферах.
В 2023 году объем внешней торговли между Турцией и Азербайджаном увеличился на 31 % по сравнению с предыдущим годом и достиг уровня 7,65 миллиарда долларов. Из этого объема 3,6 миллиарда долларов приходится на экспорт Турции в Азербайджан, а 4,05 миллиарда долларов – на импорт из Азербайджана. В товарообороте основными позициями турецкого экспорта являются машины и оборудование, автозапчасти, текстильная продукция и продукты питания.
В импорте из Азербайджана выделяются энергетические продукты, особенно нефть и природный газ. В секторе услуг турецкие подрядные компании на сегодняшний день реализовали в Азербайджане свыше 500 проектов на общую сумму около 20 миллиардов долларов. Кроме того, продолжается активное сотрудничество в сферах туризма, образования и логистики. Хотя этого пока недостаточно, подобная экономическая картина в целом свидетельствует о том, что экономические отношения между двумя странами находятся в процессе развития.
– Насколько глубокой может считаться экономическая интеграция двух стран? Можно ли говорить о формировании единого экономического пространства?
- Если рассматривать отношения между Турцией и Азербайджаном во всех аспектах, можно сказать, что они находятся на весьма высоком уровне развития. Сотрудничество и торговые отношения должны выноситься на повестку дня во всех сферах, и торговый оборот должен расти и диверсифицироваться с каждым годом. Азербайджанские предприниматели должны иметь возможность свободно и под правовыми гарантиями открывать бизнес и осуществлять инвестиции в Турции, так же, как и турецкие предприниматели – в Азербайджане. Для этого обе страны должны принять нормативно-правовые акты, способствующие упрощению процедур. Торговля между государственными учреждениями имеет большое значение, но необходимо также создать условия для того, чтобы частный сектор мог в полной мере внести свой вклад в развитие торговли между двумя странами как свободная предпринимательская инициатива.
Необходимо диверсифицировать торговлю, основанную на нефти, газе и их производных, и развивать новые направления. В целях развития торговых отношений между Турцией и Азербайджаном чрезвычайно важны такие области, как промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, инвестиции в нанотехнологии, программное обеспечение и искусственный интеллект. Хотя строительный сектор является одним из динамично развивающихся направлений, необходимо уделить больше внимания технологическим инвестициям, формированию конкурентных сфер, ориентированных на мировой рынок, совместному производству и экспорту на глобальный уровень.
– Какова роль Турции и Азербайджана в развитии Среднего коридора как альтернативного маршрута между Европой и Азией? Какие инвестиции и инфраструктурные проекты необходимы для увеличения его пропускной способности и устойчивости?
- Прежде всего, для реализации проекта Среднего коридора Организация тюркских государств (ОТГ) должна взять на себя инициативу и сыграть активную роль в управлении этим процессом. Азербайджан, располагаясь на западном побережье Каспийского моря, находится в самом центре данного проекта, и реализация его без участия Азербайджана попросту невозможна.
– Может ли Средний коридор стать для Турции и Азербайджана не только экономическим, но и геополитическим инструментом влияния в более широком евразийском контексте?
-Турция, благодаря своему геостратегическому положению между Азией и Европой, занимает ключевую позицию в глобальной торговле. Мы находимся на перекрестке транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В рамках инфраструктурных проектов, направленных на удовлетворение мирового спроса, неизбежно, что наша страна должна играть главную роль.
Концепция Среднего коридора, если говорить кратко, представляет собой стратегическую транспортную альтернативу, разработанную в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» и призванную обеспечить более эффективную и быструю торговлю в Евразийском регионе. Средний коридор, начинающийся на западе Китая, проходит по железной дороге и через Каспийское море и достигает Турции, а оттуда — с помощью системы «Мармарай» и Босфорских связей — продолжается в Европу. Этот маршрут, будучи более коротким по сравнению с существующими направлениями, обеспечит значительное преимущество в издержках.
– Как вы оцениваете влияние таких стран, как Иран, Россия и Китай, на экономическую координацию между Турцией и Азербайджаном? Где проходит грань между конкуренцией и сотрудничеством?
-Иран, Россия и Китай — это три важнейшие державы, конкурирующие с тюркским миром в данном регионе. Исторические события показывают, что в ближайшем будущем в этих трех странах произойдут системные изменения, и тюркский мир с населением в 350 миллионов человек станет главной силой данного географического пространства.
Когда русские в 1801 году вошли в Тбилиси, ни один государственный деятель не осознал, что этот шаг станет вопросом жизни и смерти для тюркского мира. Хотя шахзаде тюркского происхождения Аббас Мирза из династии Каджаров в Иране вел героическую борьбу против русских, Туркменчайский договор, подписанный в 1828 году, фактически разделил тюркский мир: Южный Кавказ, ставший границей между восточными и западными тюрками, перешел под контроль России.
Османские тюрки и иранские тюрки, не поняв происходящих в мире изменений, ввязались в бессмысленное соперничество на религиозной почве, в результате чего обе империи потерпели поражение. Если добавить к этому еще и империю Бабуридов, можно сказать, что для тюрков началась настоящая катастрофа.
После распада Советского Союза Северный и Южный Кавказ вновь обрел огромное значение для тюркского мира, и теперь глобальная торговля будет разворачиваться именно в этом направлении. Иран, Китай и Россия стремятся удержать регион под своим контролем, чтобы направлять мировую политику через торговые маршруты и баланс торговли. Подготовка к системным переменам в Китае, России и Иране должна начинаться именно с заключения трехстороннего мира — это и будет первым шагом.