Трансадриатический трубопровод (TAP) предназначен для транспортировки газа в Европу с месторождения «Шахдениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря в рамках второй стадии его разработки. Коммерческая транспортировка газа по TAP началась в декабре 2020 года. TAP соединяется с трубопроводом TANAP на турецко-греческой границе, проходит через Грецию, Албанию и Адриатическое море и выходит к южным берегам Италии. К 2026 году планируется расширение трубопровода, поддерживающему энергетическую безопасность и устойчивость Европы, благодаря чему станет возможной транспортировка дополнительно 1,2 миллиарда кубометров газа в год. В настоящее время ТАР вносит важный вклад в удовлетворение потребностей Италии в энергии. За последние четыре года по Трансадриатическому трубопроводу было транспортировано в общей сложности 40 миллиардов кубометров газа. Представляем эксклюзивное интервью АЗЕРТАДЖ с Управляющим директором Консорциума Trans Adriatic Pipeline AG (TAP AG) Лукой Скиепатти.
- Господин Скиепатти, что такое Южный газовый коридор (ЮГК) и каково его стратегическое значение для Азербайджана?
-TAP — это европейский участок Южного газового коридора. ЮГК — одна из самых сложных цепочек создания стоимости газа, когда-либо созданных, пересекающая семь стран и простирающаяся на 3500 километров. В ней задействовано более десятка крупных энергетических компаний, она состоит из нескольких отдельных энергетических проектов:
• разработка месторождения «Шахдениз 2» — бурение скважин и добыча газа на шельфе азербайджанского сектора Каспийского моря;
• расширение завода по переработке природного газа на Сангачальском терминале на Каспийском море;
• расширение итальянской газотранспортной сети;
• возможности дальнейшего подключения к газовым сетям стран Юго-Восточной, Центральной и Западной Европы.
Четыре трубопровода:
o Южно-Кавказский трубопровод (SCPX) – Азербайджан, Грузия
o Трансанатолийский трубопровод (TANAP) – Турция
o Трансадриатический трубопровод (TAP) – Греция, Албания, Италия
o газопровод-интерконнектор Греция-Болгария (IGB) – Греция, Болгария.
- Как бы вы оценили роль Азербайджана и TAP в поставках газа в Европу?
- С тех пор, как четыре года назад мы начали свой путь в качестве оператора системы передачи (TSO), TAP был признан неотъемлемой энергетической инфраструктурой для Европы, поставляющей газ из нового источника и по альтернативному маршруту в период, когда континент столкнулся со значительными проблемами энергоснабжения.
TAP работал с полной надежностью инфраструктуры, транспортирующей газ, который также непрерывно поставлялся из Азербайджана, обеспечивая бесперебойное обслуживание наших клиентов с начала коммерческой эксплуатации.
Мы также разработали коммерческие продукты, которые были очень хорошо приняты нашими клиентами, грузоотправителями, которые все чаще используют нашу инфраструктуру в качестве сети для транспортировки газа как физически с востока на запад, так и виртуально в обратном направлении, обслуживая различные связанные рынки.
- Какой объем азербайджанского газа был транспортирован по TAP на сегодня?
- Фактически, с начала наших коммерческих операций мы поставили около 42 миллиардов кубических метров природного газа в Европу, в том числе около 35 млрд куб. м в Италию, более 4 млрд куб. м в Грецию и более 2,5 млрд куб. м в Болгарию. Только в 2023 году газ, поставленный по TAP, составил 16 процентов от общего объема импорта газа в Италию и более 18 процентов от импорта газа в Грецию.
Этот существенный вклад укрепил энергетическую безопасность региона, сделав наши принимающие страны энергетическими хабами. Диверсифицируя источники энергии в Европе, TAP сыграл важную роль в снижении зависимости от отдельных поставщиков.
- Есть ли план по расширению TAP в будущем?
-Первоначальная гарантированная долгосрочная пропускная способность TAP, приблизительно 10 миллиардов куб. м в год (млрд куб. м/г), была выделена грузоотправителям на основе долгосрочных контрактов на транспортировку газа, подписанных в 2013 году на 25 лет, которые были необходимы для поддержки инвестиций. Однако TAP может и дальше способствовать обеспечению безопасности поставок энергии в Европу и достижению целей декарбонизации, если мы постепенно удвоим текущую пропускную способность трубопровода.
Расширение пропускной способности TAP предлагается рынку посредством регулярных рыночных тестов, организуемых каждый нечетный год, при условии наличия интереса со стороны рынка. Рыночный тест 2021 года, который был завершен в январе 2024 года, привел к обязательствам, которые добавят дополнительные 1,2 млрд куб. м/г к пропускной способности трубопровода к январю 2026 года. Работы, необходимые для достижения первого уровня расширения, идут гладко.
- Какие сценарии по расширению TAP рассматриваются?
- Этот первый уровень расширения может проложить путь для дальнейшего расширения, которое может быть достигнуто поэтапно посредством участия в следующих рыночных тестах, при условии наличия интереса со стороны рынка. Рыночный тест 2023 года продолжается. Ожидается, что обязательная фаза этого рыночного теста состоится в 2025 году.
Таким образом, потенциал дальнейшего расширения и уровень такого расширения будут определены по результатам рыночного теста. На сегодняшний день TAP продвинулся и продолжает осушествлять работу по подготовке к удовлетворению ожидаемых потребностей рынка. Например, мы работаем над концептуальным проектированием компрессорных станций для различных сценариев расширения. Мы также работаем над разработкой концепций для будущих случаев расширения, которые будут основаны на компрессорах с электроприводом.
- Как бы вы оценили возможность поставок водорода через TAP?
- Поскольку Европа движется к климатической нейтральности, TAP сосредоточена на том, чтобы переход происходил устойчивым образом. Мы видим себя важным участником целей Европейского зеленого соглашения и Парижского соглашения, потенциально поставляя в ЕС углеродно-нейтральные источники энергии, такие как водород и биометан с природным газом.
Цель TAP — разработать актив, позволяющий транспортировать водород. Мы наметили дорожную карту для подготовки к среднесрочной и долгосрочной транспортировке смесей природного газа и водорода, а также возобновляемых газов. В 2021 году первоначальное технико-экономическое обоснование подтвердило потенциал TAP для транспортировки смесей водорода .В настоящее время мы проводим испытания материалов наших морских и наземных трубопроводов, подвергая сварные образцы воздействию смесей водорода, чтобы подтвердить их устойчивость к транспортировке.
Мы проводим анализ пробелов, чтобы оценить потенциал и совместимость нашего оборудования и объектов для транспортировки водорода в смесях, а также необходимые корректировки, чтобы быть готовыми к транспортировке увеличивающихся процентов водорода в зависимости от спроса на рынке. Более того, TAP может транспортировать биометан в рамках своей существующей инфраструктуры, требуя лишь незначительных технических корректировок.
- Как TAP поможет Азербайджану диверсифицировать маршруты экспорта энергоносителей?
-TAP, как часть ЮГК, представляет собой уникальный прямой маршрут для безопасной и надежной транспортировки каспийского газа на ликвидные рынки Италии и за ее пределами.
-Какие возможности открывает TAP для других энергетических проектов в регионе?
-TAP соединяется с ключевыми инфраструктурами транспортировки газа, такими как Interconnector Greece-Bulgaria (IGB), с будущим потенциалом соединения с Ионическо-Адриатическим трубопроводом (IAP). Мы продемонстрировали свою надежность в качестве маршрута для каспийского газа в Юго-Восточную Европу и на Балканы.
TAP работает как сеть, облегчая поставки газа не только на запад в Грецию, Болгарию и Италию, но и в обратном направлении из Италии в Грецию и Болгарию. Кроме того, торги на виртуальной торговой точке TAP расширили поставки газа через IGB на рынки Западных Балкан и Молдовы.
-Как TAP влияет на экономическое развитие стран, через которые проходят газопроводы?
- TAP приносит многочисленные выгоды нескольким странам и в различных секторах. На макроуровне TAP помогает Европе и другим странам перейти к экономике с низким уровнем выбросов углерода, диверсифицировать источники поставок, усилить конкуренцию на газовом рынке и улучшить связность газовой сети Европы.
По мере того, как мы переходим к будущему с низким уровнем выбросов углерода, нашим рынкам по-прежнему требуется разнообразное, безопасное, надежное и доступное энергоснабжение, чтобы подпитывать экономику, согревать дома и оставаться конкурентоспособными. TAP играет жизненно важную роль в достижении этих целей.
- Каким образом программа Социальных и экологических инвестиций (SEI) ТАР оказывает поддержку отмеченным странам?
- TAP направлен на улучшение качества жизни с помощью нашей программы Социальных и экологических инвестиций (SEI). В контексте этой программы мы сотрудничали с региональными и местными должностными лицами, а также другими заинтересованными сторонами, чтобы определить области, в которых мы можем наиболее эффективно принести пользу местным сообществам. За время существования трубопровода TAP обязался инвестировать 32 миллиона евро в Грецию, 14 миллионов евро в Албанию и 12 миллионов евро в Италию через наши проекты SEI. На сегодняшний день мы реализовали более 300 проектов SEI в этих странах.
Кроме того, на этапе строительства мы создали тысячи прямых и косвенных рабочих мест в Греции, Италии и Албании. Теперь, когда мы вступили в фазу эксплуатации, с 2020 года TAP нанимает постоянную рабочую силу в Афинах, Салониках, Мелендуньо, Тиране и по всему маршруту трубопровода.
Более того, TAP напрямую вносит вклад в валовой внутренний продукт Греции, Албании и Италии за счет миллионов евро налогов. Наконец, наш успех может также побудить других международных инвесторов рассмотреть возможность инвестирования в эти страны.
Наконец, TAP имеет потенциал внести значительный вклад в достижение целей по декарбонизации принимающих стран за счет транспортировки углеродно-нейтральных источников энергии, таких как водород и биометан, тем самым становясь ключевым фактором перехода к устойчивому энергетическому будущему.